История родного села

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в История школы

План.

1. Понятие «село», «деревня», «аул»(происхождение и смысловое содержание этих понятий)
2. Крестьянство, его роль и развитие экономики страны, культуры народа.
3. источники знаний о прошлом села.
4. Первые упоминания о родном селе. Происхождение названия. Географическое положение и природные условия. Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения.
5. Занятия жителей села: земледелие, животноводство, ремесла, промыслы, торговля. Проблемы и перспективы развития села.
6. Быт жителей, национальные обычаи, народные праздники, детские игры.
7. Школа. Библиотека. Клуб.
8. верования жителей. Местный храм.
9. Связи села(административные, экономические, культурные) с районом, городом, областью.
10. Трудности и успехи села в прошлом и настоящем.
11. Судьбы односельчан разных поколений.
12. Земляки, которыми гордятся в селе.
13. История села -частица истории Родины.

1. Понятие «село», «деревня», «аул» (происхождение и смысловое содержание этих понятий).

Село — один из видов сельских населённых пунктов в России и Казахстане, к которым также относятся деревни, посёлки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей. Как и деревня, располагается такой населённый пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до революции 1917 года четко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь( если проживали жители православного вероисповедования) или мечеть(если проживали жители мусульманского вероисповедования) — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует.
Деревня (слово произошло, вероятно, от древнерусского "деру, драть" — расчищать землю от леса, распахивать целину) — населённый пункт с несколькими десятками или сотнями домов индивидуальной застройки. В деревни преобладающее занятие жителей - это сельское хозяйство, промыслы. Большими обычно считаются деревни с 30-ю и более дворами. Основным отличием села от деревни в канонической топонимике является наличие помещичьей усадьбы или церкви (в советское время — местонахождением сельсовета) в селе, однако уже это не является правилом.
Аул - это кочевое или оседлое сборище жилищ, собрание хат, изб мазанок, землянок, шалашей или сакль, шатров, балаганов, юрт, кочевых кибиток у всех азиатских народов (это башкиры, татары, киргизы, калмыки, хотоны и у многих кавказцев).

2.Крестьянство, его роль в развитии экономики страны, культуры народа.

Истоки исторического бытия земледельца выходят к отдаленной эпохе, когда человек впервые включили в свой рацион зерно. Это произошло не менее 15 тысяч лет назад.. Самое древнее полеводство было связано с применением палочно-мотыжных орудий труда.
В прямом смысле понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura», первоначально означавшего обработку и уход за землей((агрокультура). Именно в земледельческом труде человек как личность смог найти все необходимые условия для своего становления и развития. Поэтому крестьянский труд следует воспринимать как самое высокое призвание человека, как его ответ на призыв Неба и Земли к участию в их бытии.
Хлебопашество, которым занимались наши отдаленные предки, являлось, по словам Н.М.Карамзина, тем благодетельным искусством, которое «было везде первым шагом человека к жизни гражданской, вселило в него привязанность к одному месту и к домашнему крову, дружественно к соседу, и наконец, самую любовь к Отечеству»
Суть бытия крестьян заключалось в деятельном труде, в мирном устройстве деревни. Селянам были известны многие ремесла. Все необходимое для ведения хозяйства производилось их собственными руками. Муж обрабатывал землю, строил избу, плотничал; жена пряла, ткала, шила.
Возникшая в недрах стихии народной жизни крестьянская культура впитывала в себя весь многообразный опыт общения с природой и совместной деятельностью людей. Работая на земле, человек постигал смысл и красоту хлебопашества, воспитывал свое потомство, передавая ему культурные традиции и идеалы. Народная культура охватывает буквально всё: живую речь, хозяйствование, миропонимание, фольклор, народные традиции и нравственные устои. Она выражает суть человеческого бытия, в которой перепелись две основные линии отношений.
Первая из них- отношение человека с окружающей природой. Вторая линия- отношения между людьми.
Народная культура- это не только сумма знаний и хозяйственного опыта, но и свой особый мир нравственности, искусства, поддерживающий сохраняющий лад. Крестьянская культура объединяет в одно целое искусство и труд. Крестьяне страдали от социального и правового неравенства, от всякого рода притеснений, нужды, холода и голода. Даже беглого взгляда на историю российской деревни достаточно, чтобы сделать вывод об унизительном положении и беспросветной судьбе мужика, подивиться тому,как это все ему удалось вынести.

3.Источники знаний о прошлом села.

К историческим источникам знаний о прошлом нашего села Сухие Аврали являются воспоминания старожилов нашего села, летописи, которые велись церковным старостой Ананием Андреевичем Глухаревым, топонимические словари Самарской области, сборники статистических сведений по Самарской губернии, материалы для географии и статистики России, общие окладные книги, списки населенных мест Самарской губернии, статистические таблицы Самарской губернии, литература об удельных крестьянах Самарской губернии.

4.Первые упоминания о родном селе. Происхождение названия. Географическое положение и природные условия. Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения.

По одним данным село было основано в 1738-1740 годах
Полковником Змеевым и выдающимся русским историком Василием Никитичем Татищевым как поселение для крещенных калмыков.
По другим данным село было основано в 1760 году.. Название села Сухие Аврали произошло от одноименной речки Сухой Авраль. В переводе с калмыцкого «эврэл» означает « сухое, пересыхающее русло».В переводе с древнетюрского слово «авраль» означает «живое русло»
Село Сухие Аврали расположено в юго-западной части Елховского района Самарской области. Село расположено на водоразделе Кондурча –Волга, в 115 км от областного центра города Самара и 85 км от районного центра с. Елховка.
В природном отношение это лесостепная зона. Природные условия характеризуются наличием плодородных черноземных почв и умеренном континентальном климатом. Среднегодовое количество осадков составляет 400 мм. Среднегодовая температура воздуха +33 С. Самый холодный месяц- январь со средней температурой – 13.8 С; самый теплый месяц-июнь- + 20 С.Продолжительность безморозного перехода 135-140 дней. Максимальная глубина промерзания почвы 132 см, минимальная 35 см. Господствующими ветрами являются ветры южного направления.
В ландшафтном отношении территория землепользования села относится к зоне луговых степей, в травостое которых преобладает ковыль узколистный, типчан, ковыль Иоанна и различные виды разнотравья: земляной орешек, горный клевер, шалфей, подмаренник настоящий и другие. Лесные массивы представлены такими породами как крушины, ракетника, бузины, спыреи, степной ..... и другие.
Территория села представляет из себя три конца- Барнуки, Центральная часть и Ручейма. До 50- годов ХХ века село было довольно большим. В 60- е годы начался быстрый опток населения в города Куйбышев и Тольятти. В настоящее время в селе проживает около 350 человек.
Первоначально в селе проживали крещенные калмыки. После активного участия калмыков в крестьянской войне под предводительством Е.И Пугачева, некоторые калмыки были казнены, а остальная часть выселена на « Черные земли» в низовья Волги и Северного Кавказа, а сюда переселены крестьяне из поволжских губерний России.
90% населения до революции 1917 года были мордва-мокша, которые относились к угоро-финской языковой группе, 10% русские. За годы Советской власти большинство мордвы обрусело, забыв родной язык и слившись с русскими.
В настоящее время в селе кроме русских и мордвы, проживают татары, азербайджанцы, чуваши, украинцы, лезгины.
В 1859 году в селе было 214 дворов. Проживало 1100 мужчин и 1156 женщин.
В 1900 году в селе было 594 двора. Проживало 1618 мужчин и 1860 женщин. В 1910 году в селе было 687 дворов. Проживало 2457 мужчин и 2158 женщин.
В настоящее время в селе проживает 350 жителей.

5.Занятия жителей села: земледелие, животноводство, ремесла, промыслы, торговля. Проблемы и перспективы развития села.

Крестьяне села Сухие Аврали относились к удельным крестьянам, которые принадлежали великим князьям царствующей фамилии Романовых. Они не отрабатывали барщину, а платили оброк и денежный оброк, а также другие повинности. В правовом отношении удельные крестьяне были в большей зависимости, чем государственные крестьяне. Население занималось скотоводством и хлебопашеством.. Сеяли озимую рожь, яровую пшеницу, овес, просо и гречиху.
В качестве прядильной культуры и для получения масла культивировали коноплю. Разводили коров, лошадей, овец и свиней, кур , гусей и уток. Из ремесленников были столяры, пильщики, кузнецы, портные, сапожники. Зажиточные люди занимались продажей крупного рогатого скота и овец, а также держали лавки. По воскресеньям в селе проводились базары. На ярмарке ездили на лошадях в Ставрополь.
После ликвидации сельскохозяйственного предприятия в селе появились большие проблемы в связи с трудоустройством людей. Большая часть земель была продана агрофирме «БИАТОН» .Многие жители вынуждены ездить на работу в соседние села Новый Буян и Молгачи Красноярского района, в города Самара и Тольятти. Некоторые жители содержат скот, занимаются подсобным хозяйством, торгуют на рынке г.Самары молоком, маслом, творогом, сыром и мясом. Перспективы развития села туманны и неопределенны. Происходит отток населения из села.

7. Школа. Библиотека. Клуб.

В селе Сухие Аврали имеется школа. Сухоавралинская земско-общественная школа, одноклассная находилась в пределах Новобинарадской волости Ставропольского уезда Самарской губернии. Школа была основана в 1876 году, она находилась в помещении с площадью 40 кв.м. В школе был один законоучитель и один учитель. Всего в школе обучалось 26 мальчиков и 22 девочки. Школа состояла из двух отделений: младшее и среднее .
С 1900 по 1917 годы в селе Сухие Аврали действовала также и церковно-приходская школа. В 1920 году в селе существовала начальная 3-х классная школа. С 1930 года семилетняя, с 1963 года- восьмилетняя школа.
В годы Великой Отечественной войны учащиеся и учителя собрали средства и построили самолет «Новобуянский Комсомолец», который был передан летчикам Украинского Фронта. На фронтах Великой Отечественной войны сражались многие учителя школы.
Первого сентября 1983 года учебный год начался в новом двухэтажном здании школы на 192 учащихся.В данный момент в школе обучаются 40 учащихся
В 1997 году на базе школы создан историко-краеведческий музей. Были собраны материалы по истории села и школы, экспонаты , посвященные материальной культуры, списки погибших земляков в годы Великой Отечественной войны и материалы для 22 тома Книги Памяти, истории создания колхозов и коллективизации, голода 1921 года, положение крестьян при крепостном праве и реформе удельной деревни.
Также в селе имеются библиотека и клуб. Сельская библиотека находится в здании школы, большинство читателей это учащиеся и сотрудники школы.
В сельском доме культуры для жителей села организованы кружки: драматический и танцевальный.

8.Верование жителей. Местный храм.

Местные жители мордва и русские в основном принадлежат к православным христианам. Татары, азербайджанцы исповедуют ислам .
В 1859 году в селе действовал православный храм, возведенный во имя Дмитрия Салужского.
Престольный праздник в селе отпевается 8 ноября. В начале ХХ века в селе Сухие Аврали началось строительство каменной церкви, но она не была достроена, так как произошла революция 1917 года и церковь в 30-е годы разобрали, кирпичи перевезли в село Новый Буян и из них были построены помещения –ремонтные мастерские машинно-тракторной станции.
Деревянная церковь была в 30-е годы закрыта и использовалась как помещение для ссыпки зерна.
В середине 70-х годов ХХ века церковь была разобрана и из бревен было построено здание правления колхоза «Восток».
В начале ХХ1 века в село началось строительство православной часовни, по инициативе отца Валерия-настоятеля церкви в селе Владимировка Елховского района Самарской области

9.Связи села Сухие Аврали(административное, экономические, культурные) с районом, городом, областью).
Село Сухие аврали входит в состав Елховского района Самарской области. Елховский район был образован в 1992 году. С 1964 по 1992 гг село Сухие Аврали входило в состав Кошкинского района.
Производимую в колхозе продукцию такую как: зерно озимой ржи, озимой пшеницы, яровой пшеницы, ячменя, овса, гороха, а также подсолнечника отвозили на Погрузнинский хлебоприемный пункт, расположенный в 70 км от села.
Произведенное мясо крупного рогатого скота, овец, лощадей отправляли на Куйбышевский и Тольяттинский мясокомбинаты; молоко- в Елховский и Кошкинский молокозаводы, расположенные соответственно в 35 км и 70 км от села Сухие Аврали.

История школы

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в История школы

Сухоавралинская церковно-приходская школа была основана в 1851 году.Обучение детей производил священник села.Изучались :Закон Божий,арифметика,письмо.

В 1880 году в Сухих Авралях была открыта 4-х классная земская общественная школа.В школе обучалось около 25-ти детей.изучали Закон Божий,арифметику ,письмо,историю,географию.Учителями были местный священник и один учитель.

После революции 1917 года была организована 4-х классная начальная школа.В 1938 году она стала семилеткой, а в 60-х годах стала восьмилеткой.

В Сухоавралинской школе обучалось огромное количество детей, не только из этого села ,но и из соседних сел:Михайловка,Ново-Урайкино,Мулловка,Ульяновка,Ивановка,Качевка,Сосновка.

Обучение проходило в две смены,т.к не хватало учебных помещений.

Церковно - приходская школа в селе Сухие Аврали была открыта в 1850 году. В ней тогда работали законо­учитель и просто учитель. Учащиеся делились на три группы.

Школа была одноэтаж­ная, деревянная. В ней была одна большая классная ком­ната, поменьше - для учите­ля, кухня с русской печью, сени и чулан. В классной комнате парты расставля­лись для каждой группы от­дельно, но занятия велись одновременно. В одной группе шло ознакомление с азбукой, во второй - при­готовление к чтению с учи­телем, в третьей - письмен­ная работа по прописям. Занятия по арифметике тоже распределялись таким образом, чтобы учитель мог поочередно заниматься с группами. При этом царила деловая обстановка и необ­ходимая тишина.

В Сухоавралинской шко­ле дети учились с 7 - 8 лет. Они ходили в школу в лю­бую погоду. Приходили плохо одетые и обутые, вы­мокшие под дождем, замер­зшие. И прежде чем начи­нать уроки, учитель должен был раздеть детей, обсу­шить, согреть чаем. Для это­го сторож школы заранее кипятил большой самовар. Школьных завтраков не было, дети приносили кто что мог из дома. Чаще всего это были ячменные лепеш­ки с маслом. Хлеб, сахар, мясо или рыба были боль­шой редкостью.

Учебники, тетради, пись­менные принадлежности доставлялись земским на­чальством в достаточном количестве и выдавались школьникам бесплатно. Уче­ники носили их с собой. Домашние задания они вы­полняли не всегда в благо­приятных условиях. В ос­новном люди жили бедно, в тесноте. Дети не имели от­дельного места. Освещение- сальные и стеориновые све­чи, лампады, лучина.

Учебный год начинался 1 сентября. Перед началом за­нятий, местный священник служил молебен с окропле­нием елеем всего школьного помещения, с духовным на­путствием учителям и уча­щимся. Это происходило всегда очень торжественно.

В день проводилось три - четыре урока продолжи­тельностью 35 - 40 минут с перерывами. Начинались занятия в девять часов утра после чтения в классе дежурным учеником молитвы “Отче наш” перед иконой. Это происходило в присут­ствии всех учеников, учите­ля и заведующего школой - священника, который и проводил первый урок За­кона Божьего.

В программу трехгодич­ного образования входили следующие предметы: Закон Божий, ознакомление с аз­букой, заучивание наизусть алфавита, письмо букв и текста, чистописание, чтение по учебнику с рассказами и сказками, арифметика, пе­ние, ознакомление с началь­ными сведениями по исто­рии русского государства, географии и природоведе­ния.

С 1917 по 1937 годы в Су­хоавралинской школе было четыре класса, в 1940 - семь.

В годы Великой Отече­ственной войны ушли на фронт и защищали свою Ро­дину учителя В.  Курсаков, П.М. Артамонов, Д.П. Коз­лов, Д.И. Михайлов, Ф.П. Мясников, Ф.М. Нашиван, М.С. Бычков, который по­гиб смертью храбрых

Учащиеся школы работа­ли на колхозных полях, по­могая взрослым. Ученики школы, работая на суббот­никах, собрали деньги и пе­речислили их в фонд оборо­ны. Из этих денег впослед­ствии был построен самолет “Новобуянский колхозник” и передан летчикам 1 Укра­инского фронта.

Много сил, знаний, любви отдали своим ученикам препо­даватели Р.А. Сигачева, А.И. Волкова, М.М. Конченкова, Г. А. Купцова, К.И. Артамоно­ва, К.Н. Бубнова, К.И. Солда­това, А.С. Мясникова.

Среди выпускников на­шей школы есть учителя, инженеры, агрономы, воен­ные, люди самых разнооб­разных профессий.

 

 

 

 

 

 

 

Сухоавралинская школа смотрит в свое будущее с надеждой и оптимизмом. Потому что пока есть дети, будет продолжаться учение. Оно имеет начало и не име­ет конца.

А.Хасъянов, учитель исто­рии Сухоавралинской школы

 

 


.